2 Роль и место Кузбасса в угольной промышленности России
Ознакомимся подробнее с местом и ролью Кузбасса в угольной промышленности России. Для этого, вначале, необходимо оценить общее значение всей угольной промышленности России для экономики страны.
Итак, чрезвычайно высокая роль топливно-энергетического комплекса для экономики России известна довольно хорошо. Как известно, основными источниками энергии, которые добываются в России, являются нефть, газ, уголь и горючие сланцы. На их долю приходится до 96% от добычи источников энергии в России
.
Также хорошо известна экспортно-ориентированная направленность современной экономики России. Добываемые нефть, газ и уголь в больших объемах идут на продажу за рубеж. Чрезвычайна, важна также роль этих источников и для внутренней экономики. Однако если роль газа и нефти находится, как правило, на «виду» различных СМИ, то роль угольной промышленности для России в последние годы несколько отошла в «тень».
Хорошо известно, что Советский Союз долгое время был мировым лидером по производству угля, как в абсолютных цифрах, так и на душу населения в стране
. Ситуация резко меняется в связи с проведением масштабных экономических реформ 90-х годов XX века. Переход экономики на рыночные принципы довольно негативно отразился на угольной отрасли страны. По различным подсчетам, на территории бывшей РСФСР, современной России, закрылось до 60% шахт, а большинство оставшихся долгие годы были нерентабельны
.
В начале 2000-х годов общая ситуация с угольной промышленностью России меняется, многие шахты обретают рентабельность, развиваются, вкладываются определенные средства в разведку новых месторождений, также прослеживаются и другие положительные тенденции. Наблюдается рост выработки. Это происходит на фоне постоянного роста стоимости энергоресурсов, который продолжается с конца 80-х годов, на фоне постоянно растущего потребления.
Положительная динамика частично прекращается в 2008 году, с началом мирового финансово-экономического кризиса. Одним из следствием его стало снижение рыночной стоимости энергоресурсов, в том числе и угля. Выработка начинает падать, прибыли снижаться.
Таковы основные тенденции угольной отрасли России за последние годы. Остановимся теперь на цифрах и фактах, иллюстрирующих роль и место Кузбасса в угольной промышленности России.
Помимо Кузбасса, в России уголь добывается в Красноярском крае, Якутии, Республике Туве и Хакассии. По разведанным запасам первое место принадлежит запасам Якутии (Эльгинское угольное месторождение) однако выработка там сильно затруднена климатическими факторами. Наряду с Кузбассом в России выделяют еще один крупный бассейн – Минусинский угольный бассейн (Хакассия). Соотношение выработки угля на крупнейших месторождениях России приведено в таблице 1.
Самостоятельная работа ученика на уроке: определение
Инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать языковые явления, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.Главная цель такой работы – научить ребят добывать знания самостоятельно, а для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.
Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н. Толстой: “Если ученик в школе не учится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”.Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.
Виды самостоятельной работы
Работа с учебниками
Чтобы помочь студентам максимально полно усваивать материал, нужно учитывать не только сложность предмета, но индивидуальные особенности. Преподаватели могут предложить следующие виды работы с учебниками:
-ведение конспекта;
-разработка плана текста;
-составление тезисов;
-составление аннотаций;
-определение проблемы и поиск путей ее решения;
-доведение до автоматизма алгоритмов практических действий (схем, планов).
Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов
Ведение опорного конспекта
Обычно преподаватель предоставляет материал последовательно, от пункта к пункту, тема за темой. И только в самом конце пытается связать воедино изложенный материал. Хотя куда разумнее было сделать это на вводном уроке, дав затем студентам опорный конспект, по которому они могли бы повторять и изучать темы. Такой конспект пригодится не только слабым учащимся, но и отличникам. С опорным конспектом хорошо учиться в данный момент, нет необходимости повторять вчерашнее и готовиться к завтрашнему.
Опорный конспект дается в процессе изучения нового материала и оказывает неоценимую помощь в повторении пройденного. С его помощью легко можно обобщить изученное. А преподаватель выигрывает время, ведь отпадает необходимость тратить время на повторения.
Тестирование
Студенты относятся к тестам более дружелюбно, воспринимая их скорее как своеобразную игру. Это помогает устранить массу психологических проблем (стресса и страхов, которые сопровождают привычные виды контроля знаний).
Самое большое преимущество тестов для студентов – простота и скорость выполнения, а для преподавателя – скорость оценки уровня знаний по изученной тематике. Их часто используют для определения готовности учащихся к итоговому контролю или для корректировки определенных элементов темы.
Различают тесты двух уровней:
- Тесты 1-го уровня – выбор одного или нескольких верных ответов из преложенных:
- Для проверки качества усвоенных знаний и их применения на практике (выберите один из перечисленных ответов…);
- Для соотнесения (найдите схожести и отличия в изученных объектах…);
- Для проверки рефлексии (установите соответствие…).
- Тесты 2-го уровня – задания с применением собственных знаний:
- На подстановку: выбор и дополнение фраз, формул, графических рисунков, схем и пр. (определение с пропущенным словом);
- На конструирование ответа (заполните таблицу, схему, график, напишите формулу);
- На решение конкретных ситуаций.
При составлении тестов должны быть учтены ряд требований:
- Типичность заданий для данного предмета;
- Возможность выполнения задания за определенный временной отрезок (не больше часа);
- Посильное выполнение учащимися по структуре и сложности для студентов на данном этапе обучения;
- Наличие только одного правильного эталона ответа на ответ;
- Равномерное повышение сложности по мере обучения и овладения профессией;
- Понятность формулировки и ее соответствие поставленной задаче.
Самостоятельная работа – это тяжелый труд. Зато овладев этими навыками, вы сумеете добиться в будущем невероятных высот. Ведь навыки грамотной самостоятельной работы очень пригодятся в жизни. Впрочем, не все преподаватели могут в достаточной степени обучить этому мастерству. А если вам очень нужно выполнить какую-то работу, но не хватает для этого ни времени, ни сил, ни ресурсов, обращайтесь к тем, кто готов оказать вам помощь в решении самостоятельных работ в любое время дня и ночи.
Упражнения как вид самостоятельных работ
Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.
Виды упражнений
Направленность упражнений
Устные упражнения
— сокращают время на выполнение задания;
— развивают произвольное внимание;
— приучают работать
Письменные упражнения
— предназначены для более сложных видов работ;
— обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;
— развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;
— повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;
— развивают самостоятельность и инициативу
Воспроизводящие упражнения
— упражнения по закреплению ранее изученного (известного)
— языки – правописание, грамматические и лексические правила;
— трудовое обучение;
— решение задач (математика, физика, химия);
— упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами
Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)
— осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных
Комментированные
Упражнения
— фронтальные письменные работы всего класса по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания)
Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению учащимися примеров и задач
— выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу)
Проблемно — поисковые упражнения
— развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление
Творческие устные и письменные работы
— направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий
Устные сочинения
— выступают одним из видов творческих работ
Письменные сочинения
— направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера
Доклады
— содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения
Графические работы
— предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений
Игровые упражнения (в настоящее время интенсивно развивающийся вид упражнения)
— вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость
Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике
— используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования
Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием (учебно-трудовые упражнения)
— разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т
п.
— обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности
Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.
Ну а с темами, которые не поддаются тренировкам и самостоятельным работам, мы советуем не разбираться самим, а отдавать на растерзание сервису студенческой помощи. Ведь если вам грозит страшная контрольная, то кто как не местные специалисты лучше всех сэкономят вам время и нервы?
Как написать самостоятельную работу на 5
Чтобы получить за самостоятельную отличную оценку, нужно правильно выполнить все задания и избежать ошибок в оформлении.
Обычно самостоятельная проходит в одной из следующих форм:
- Подготовка доклада или сообщения.
- Проведение опытов (по физике или химии).
- Выполнение тестов.
- Решение задач и упражнений.
- Разбор кейсов.
- Написание эссе или сочинения.
- Работа с пособиями (картами, атласами и пр.).
- Конспектирование источников.
- Написание аудирования или перевода (по иностранному языку).
- Подготовка проекта (по истории, обществознанию и пр.).
При выполнении таких заданий обращайте внимания на их специфику.
Доклад
Секрет успешного сообщения — актуальная тема и интересная информация. Именно поэтому стоит выбирать свежие источники, использовать не только учебники, но и публикации из профильных изданий.
Лабораторные работы
Если самостоятельную проводят на занятиях, студентам естественных специальностей часто задают описать ход и результаты какого-либо эксперимента. Чтобы понять, что происходит во время опыта, нужно хорошо знать теоретический материал.
Тесты
При решении тестов нужно внимательно вчитываться в формулировки вопросов и ответов
Готовясь к этому типу самостоятельной, хорошо повторите теорию, обращая внимание на термины, ключевые даты и известных учёных
Задачи и упражнения
Одна из самых распространённых форм самостоятельной, которую проводят и на занятиях, и задают на дом по разным предметам: от русского языка до математики
Чтобы хорошо справиться с упражнениями, важно понимать теорию и помнить недавно пройденные темы
Кейсы
Чтобы понять некоторые предметы, нужно научиться разбирать практические ситуации. Для выполнения этого типа работ одного знания теории мало: нужно иметь аналитическое мышление и понимать общественно-политические реалии.
Творческая работа
Написание эссе или сочинения требует не только творческих способностей: нельзя подготовить хорошую работу без убедительных аргументов. В качестве доказательств используют примеры из литературы и истории, факты из жизни, цитаты авторитетных учёных и т. д.
Работа с пособиями
По географии или биологии студентам часто задают работу с пособиями
Перед такими формами проверочных важно повторить последние изученные темы и чётко выполнять указания преподавателя
Конспектирование
Этот вид работы учит студентов самостоятельно знакомиться с рекомендованными источниками, анализировать информацию и выделять главное. При составлении конспектов будьте лаконичны, структурируйте информацию с помощью таблиц, графиков, схем.
Аудирование и перевод
При изучении иностранных языков очень важно научиться понимать речь их носителей. Этому способствует аудирование, на котором учащиеся пересказывают услышанный текст или выполняют задания по его содержанию
Навыки перевода необходимы любому, кто учит язык, они помогают на практике применить полученные знания. Избегайте дословного перевода, выстраивайте предложения так, чтобы они не только передавали суть, но и не резали слух.
Проектная работа
Этот тип самостоятельной обычно выполняют в группах, и каждый студент отвечает за свой участок работы
Для успешного выполнения проекта важно выбрать интересную тему и подготовить хорошую презентацию результатов работы
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как оформить самостоятельную работу студенту? Об этом написано в методических указаниях
Угольные бассейны России
Роль
того или иного угольного бассейна в
территориальном разделении труда
зависит от качества углей, размера
запасов, технико-экономических показателей
добычи, степени подготовленности запасов
для промышленной эксплуатации, размеров
добычи, особенностей транспортно-географического
положения. По совокупности этих условий
резко выделяются межрайонные
угольные базы —
Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны,
на которые суммарно приходится 70% добычи
угля в России, а также Печорский, Донецкий,
Иркутско-Черемховский и Южно-Якутский
бассейны.
Важнейшим производителем
каменного угля в России является Кузнецкий
Угольный Бассейн.
Как оформить самостоятельную работу
Оформление самостоятельных работ важно также, как и правильность выполнения заданий. Если самостоятельная выполняется на занятии, особых сложностей нет: её пишут на тетрадном или альбомном листе
В этом случае главное не забыть подписать работу и не делать слишком много исправлений: помарки придают работе неаккуратный вид
Если самостоятельная выполняется на занятии, особых сложностей нет: её пишут на тетрадном или альбомном листе. В этом случае главное не забыть подписать работу и не делать слишком много исправлений: помарки придают работе неаккуратный вид.
Оформление внеуадиторной самостоятельной работы имеет свои тонкости. Обычно работу пишут не от руки, а в текстовом редакторе Microsoft Office Word, а затем распечатывают. В ней должны быть:
- титульный лист;
- содержание (если в работе больше одного раздела);
- введение;
- основная часть;
- выводы.
Исключение составляют эссе и сочинения, обычно на них просто сверху указывают данные автора.
Правила оформления самостоятельной работы студента:
- шрифт Times New Roman или Arial;
- размер — 12 или 14 пт;
- выравнивание по ширине;
- одинарный или полуторный межстрочный интервал;
- абзацный отступ — 1.25 см;
- поля — по 2 см с каждой стороны.
Эти требования обычно прописывают в методических рекомендациях, которые можно взять на кафедре.
Если, несмотря на наши советы, вы не понимаете, как правильно оформить самостоятельную работу, доверьте это профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам умеют справляться с любыми учебными работами: от ответа на тесты до подготовки курсовой или дипломного проекта.
Финальные черты
Уголь в северных регионах остаётся ключевым продуктам даже несмотря на активное внедрение газовых сетей, происходящее сейчас. А всё потому, что большинство северных регионов более четырёх лет не могут позволить себе подключиться к новому источнику тепла из-за климата и географических особенностей. Даже несмотря на то, что поставки угля для Заполярного района сократились на 23%, пока есть потребители, предложение будет продолжать формироваться.
Единственные альтернативные пути, которые ещё можно предложить северным регионам, это разработка системы поставок экотоплива, типа древесных пеллет. Под которое, правда, придётся полностью переоборудовать отопительные станции и котельные, что потребует дополнительных затрат, которые может бюджет муниципалитета и не выдержать. Поэтому даже несмотря на все сложности добычи и транспортировки, северный уголь остаётся приоритетным и ключевым продуктом не только для предприятий, но и для самих россиян.
Текст: Кира Генеральская
Статья опубликована в журнале Добывающая промышленность №1, 2018
Основные виды самостоятельных работ учащихся
Домашняя работа
Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.
Содержание домашнего задания:
- усвоение изучаемого материала,
- выполнение устных и письменных упражнений, творческих работ,
- подготовка докладов по материалу (в старших классах и в вузах),
- проведение наблюдений,
- выполнение практических и лабораторных работ,
- создание таблиц, схем, диаграмм по материалу.
Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.
Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося
Работа с книгой
Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.
В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:
- Составление сложного или простого плана.
- Ведение конспекта.
- Создание реферата.
Составление сложного или простого плана
При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.
Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.
Встречаются следующие типы планов:
- вопросный,
- назывной,
- тезисный,
- план-опорная схема.
Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:
- прочитать текст для его осмысления,
- повторно прочитать и определить смысловые границы – места, где одна мысль сменяется следующей,
- дать название каждому смысловому фрагменту (это и станет в будущем пунктом плана),
- пробежаться по тексту и убедиться, что смысловые границы установлены правильно.
Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.
Ведение конспекта
Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.
В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.
Типы конспектов:
- Плановый – пишут на основе плана книги/статьи. На одну часть конспекта составляется один пункт плана.
- Тематический – составляют на базе нескольких источников, чтобы предоставить максимально полный ответ на поставленный вопрос.
- Текстуальный – предоставляют в виде выписывания цитат из книг и статей.
- Свободный – состоит из выписок, цитат, тезисов.
Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.
Создание реферата
Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.
В зависимости от цели написания рефераты могут быть:
- библиографические – бывают индикативные (реферат-резюме) и информативные (реферат-конспект), монографические (по одному произведению), обзорные (по нескольким произведениям одной тематики), общие (для широкого круга читателей), специализированные (для специалистов в отдельной области), реферативный журнал (периодическое издание, где печатают только рефераты);
- учебные – пишут для глубокого изучения материала;
- научно-популярные – пишут на основе научных статей для научно-популярных изданий с целью рассказать о научных открытиях.
Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:
- Выбрать тему.
- Подобрать и изучить основные источники по проблеме.
- Составить список литературы.
- Обработать и систематизировать информацию.
- Разработать план реферата.
- Написать реферат.
Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.
Экстренные методы подготовки к самостоятельной работе
А как быстро подготовиться к самостоятельной работе, если прокрастинация оказалась сильнее, а срок сдачи уже на носу? Не отчаивайтесь, есть несколько вариантов.
Google в помощь
Интернет — источник не только развлечений, но и знаний. Именно с этой благой целью, кстати, он и разрабатывался в прошлом веке. И если вводить правильные запросы по теме самостоятельной работы, можно получить подходящие ответы.
Плюсы:
большое количество информации почти по любой теме.
Минусы:
- необходимость переписывать текст, чтобы избежать обвинений в плагиате;
- сложность с проверкой фактов.
Покупка готовой работы
Плюсы:
можно найти реферат почти по любой теме.
Минусы:
- высокий уровень плагиата, особенно если текст не убрали из продажи;
- работа не всегда оформлена с учётом норм ГОСТа и требований учебного учреждения;
- всё равно нужна доработка и проверка.
Студенческий сервис
Хотите наверняка быть уверенными в качестве текста и оформления самостоятельной работы? Тогда лучше обращаться в специальный студенческий сервис.
Плюсы:
- работу пишет специалист, разбирающийся в теме;
- соблюдаются все требования к работе по оформлению и уникальности;
- оптимальные сроки выполнения.
Минусы:
день в день получить работу не получится, иначе пострадает качество.
Конечно, лучше посещать все занятия, писать конспекты и читать сразу литературу из дополнительного списка — так точно не возникнет никаких проблем с выполнением самостоятельной работы. Но даже если что-то вдруг пойдёт не так, всегда можно найти выход: обратиться в студенческий сервис, специалисты которого помогут с выполнением работ.
Виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы
Какой может быть внеаудиторная работа? Самой разной. В зависимости от цели, которую работа преследует, методика преподавания делит внеаудиторные самостоятельные на:
- работы для овладения знаниями;
- работы для закрепления и систематизации знаний;
- работы для формирования умений.
Но когда мы выполняем работу, нас не очень-то интересует, что там говорит методика преподавания. Нам нужно просто верно выполнить задания. А задания на внеаудиторную самостоятельную работу, в зависимости от вида этой работы, могут быть самые разные:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- ознакомление с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа;
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- работа с конспектом лекции;
- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариативных задач и упражнений;
- выполнение чертежей, схем;
- выполнение расчетно-графических работ;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
- экспериментально-конструкторская работа;
- опытно-экспериментальная работа.
Помните! Если у вас есть вопрос по выполнению, а задать его некому, постарайтесь найти ответ в методических указаниях по внеаудиторной самостоятельной работе!