Способы усиления тяги
Если сила тяги в дымоходном канале отопительного прибора, устранить этот дефект не всегда просто. Опытные печники используют следующие методы, способы, чтобы ее увеличить:
- Первое, что нужно делать, если вы заподозрили недостаточную тягу в дымоходе – прочистить трубу. Для этого вызывают трубочиста или снимают сажевые отложения с внутренней поверхности дымохода своими руками при помощи металлического печного ерша.
-
Значительного увеличения мощности дымохода можно добиться увеличением высоты дымохода над поверхностью крыши, надставив ее несколькими дополнительными сегментами. Этим же способом выводят дымоход из зоны ветрового подпора от конька или более высокого здания.
-
Установка ротационных турбин. Это устройство, устанавливаемое на оголовок дымохода, состоит из одного или нескольких винтов. Под воздействия ветра турбины вращаются и создают разрежение воздуха, для достижения большей разницы между внутренним и наружным давлением. Применение турбин эффективно лишь в ветреную погоду, их рекомендуют использовать, если температура дыма на выходе из дымохода не более 200 градусов.
-
Использование специального дефлектора. Специальные модели дефлекторов имеют особую аэродинамическую форму. За счет свойства воздуха понижать давление при эффекте падения во время прохождения препятствия в дефлекторе создается зона разрежённости, стимулирующая дым покидать трубу. Эффективность аэродинамических дефлекторов заметна только в ветряную погоду.
- Усилитель тяги. Устройство для автоматического регулирования тяги представляет собой колпачок в виде зонтика с термодатчиком, устанавливаемый на трубу дымохода. Термодатчик анализирует температуру выходящих газов и срабатывает самостоятельно. Усилитель тяги сохраняет в дымоходе давление в пределах 10-35 Па, оптимизируя работу отопительного прибора и расход топлива.
- Дымосос. Если эффекта от предыдущих способов нет, на трубы устанавливают дымосос, снабжённый винтом и электромотором. В ветряную погоду винт крутится самостоятельную, если движений воздуха нет, срабатывает электрический мотор и приводит его в движение.
Если найти решение проблемы отсутствия тяги внутри дымоотводящего канала не удалось самостоятельно, обратитесь за консультацией к опытному печнику, который подскажет, что делать, исправит дефект наиболее рациональным способом.
Что это такое и зачем он нужен
Дымоход далеко не всегда работает идеально. Нередко из-за большой длины в нем возникает слишком сильная тяга (разрежение, падение давления), в ветреную погоду порывы ветра вызывают скачки давления, при прогреве дымохода (растопке) тяга также усиливается.
Контролировать короткие скачки тяги практически невозможно, а они могут навредить отопительному оборудованию – например, могут сбить пламя в газовых котлах, а частые включения и вспышки газа при розжиге вредят им.
Слишком сильная тяга уменьшает КПД отопительного агрегата – часть тепла не успевает пойти на разогрев теплообменника или самой печи и «улетает» вместе с отходящими горячими газами. Кроме того, сильная тяга нередко заставляет дымоход гудеть и мешает жильцам дома.
Для устранения скачков давления и чрезмерной тяги в дымоходе и придумали стабилизатор тяги – несложное устройство. Оно устанавливается в нижнюю часть дымовой трубы.
Что влияет на тягу
Причины изменчивости тяги:
- Если оголовок дымохода ниже конька кровли, то на тягу влияет направление ветра. Хотя расчеты, применяемые при определении высоты дымохода, и обеспечивают выход трубы выше зоны ветрового подпора и достаточную минимальную тягу при любых условиях, это не обеспечивает стабильную тягу – при направлении ветра вдоль конька или стены дома она увеличивается. Да и округление всех показателей (длины и площади сечения борова) при расчетах в большую сторону также увеличивает разрежение в дымоотводе.
- В зависимости от погоды тяга также увеличивается или уменьшается. При ясной погоде давление близко к норме, при осадках и влажности давление падает. При высоком атмосферном давлении относительное разрежение, то есть разрежение в сравнении с атмосферным давлением в дымоходе увеличивается, при низком – уменьшается.
- В холодную и очень холодную погоду увеличивается разница температур между помещением и улицей – это также увеличивает тягу.
- На резкие изменения тяги в дымовой трубе влияют и порывы ветра. Если при длительных изменениях погоды тягу можно немного скорректировать с помощью шибера (заслонки), то при очень быстрых скачках давления никакой шибер не поможет.
Устройство и принцип работы
Стабилизатор давления выполняет функцию клапана. Изготавливают его только из нержавеющей стали, он эксплуатируется при температурах до 500 °С и выше и используется на дымоходах отопительных агрегатов на любом виде топлива – от газовых котлов до угольных печей. Оцинкованную сталь для стабилизаторов не используют – они устанавливаются близко от котлов, подвергаются действию высоких температур, отчего оцинкованная сталь быстро прогорит.
Конструктивно стабилизатор напоминает заглушку с отверстием, которое закрыто подвижной пластиной. Пластина качается на оси, как маятник, и открывает либо закрывает отверстие при срабатывании. На пластине закреплен противовес. Для регулировки давления имеется вращающаяся рукоятка. Для монтажа стабилизатора в дымовую трубу вблизи отопительного агрегата устанавливают специальный тройник.
Существуют стабилизаторы в виде грибка. Применяют их в основном для газовых котлов, для твердотопливных такой стабилизатор не подходит. Участок дымохода расширяется в виде грибка. Под грибком монтируется температурный датчик. Если тяга значительно уменьшается или опрокидывается, горячие газы будут собираться под грибком (даже очень кратковременно пойдут в помещение), нагреют датчик, и он отключит подачу газа в камеру сгорания.
Преимущества и недостатки
Преимущества установки стабилизатора тяги в дымоход:
- Увеличивается безопасность эксплуатации отопительного оборудования.
- Устраняются резкие изменения тяги при сильном ветре.
- Стабилизатор уменьшает перегрев дымоходного канала при розжиге печи, твердотопливного котла или камина, удлиняет срок службы дымоходов.
- В дымоходы печей и котлов длительного и сверхдлительного горения устройство монтируется изначально.
- Снижается выброс продуктов неполного сгорания топлива (угарного газа) в атмосферу.
- Самые существенные достоинства – стабилизатор уменьшает ненормативные утечки тепла с отходящими газами, повышает КПД котла, экономит топливо. Некоторые источники (польская фирма POLMAR) приводят экономию до более 30 %, гарантированно можно сэкономить 3-9 %. На газовых котлах экономия меньше, на твердотопливных агрегатах – больше. 3 или 9% экономии – вроде бы немного, но просчитайте сумму, которую вы сэкономите за сезон. Я уверен, сумма вас приятно удивит.
Дефлекторы
Специальные устройства, закрепляемые на оголовке дымохода. Их форма и конструкция подобраны так, чтобы потоки воздуха непосредственно возле выхода дымохода не мешали выходу газов, а наоборот способствовали этому. В основе действия дефлектора лежит закон Бернулли. При наличии воздушных потоков они обтекают основную часть дефлектора и создают разряжение в области непосредственно над выходом дымохода. Отличный вариант для использования совместно с твердотопливными котлами, где повышение тяги обеспечивает должное прогорание угля и брикетов.
Эффективность дефлекторов напрямую зависит от наличия ветра, потому они фактически бесполезны в штиль и даже создают дополнительное сопротивление.
Настройка и калибровка
Вмонтированное в корпус устройство требуется настроить. Выполняется это следующим образом:
- почти полностью открывается дверца зольника;
- винт-фиксатор на рукоятке регулятора ослабляется;
- устанавливается требуемый температурный режим на рукоятке (для начала подойдет 60°);
- цепочка присоединяется к рычагу;
- котел нагревается до установленной температуры (на момент ее достижения укажет котельный термометр);
- дверца прикрывается, необходимо оставить щель в 2 мм;
- конец цепочки крепится на ручку дверцы так, чтобы свободный ход был около 1 мм;
- затягивается фиксирующий винт на рукоятке регулятора.
Убедиться, что настройка регулятора тяги прошла корректно, можно путем смены температурных режимов. Для этого термостат переводится на 80°. Если ранее описанные действия выполнены верно, заслонка откроется, внутрь поступит воздух, и горение усилится. Дойдя до заданной температуры, регулятор вновь прикроет дверцу, оставив щель 2-3 мм.
Желательно выполнять настройку и калибровку тягового регулятора почаще. Все приборы имеют погрешность — у данного она составляет 5 %. Это некритичное отклонение, однако все же стоит время от времени проверять корректность работы устройства.
Как выбрать и обзор производителей
В продаже возможно найти терморегуляторы для котла отопления на любой вкус. Есть модели бюджетные и подороже. А чтобы правильно выбрать его, нужно учесть следующее.
- Интервал регулировки температуры должен быть 60-90°С.
- Указанного в паспорте конструкции усилия, которое развивается приводом, должно быть достаточно на подъём дверки.
- Нужно проследить, хватает ли рабочего хода привода для полного открытия и закрытия отворки.
- Соединение резьбы на корпусе должно подходить соответствующей части в котле и составлять ¾.
В настоящее время автоматические регуляторы тяги для твердотопливных котлов производят несколько отечественных и зарубежных компаний. В России чаще всего приобретают устройства итальянской компании «Atos», украинской марки «Air Auto», американской «Watts», польской «Tech».
Сразу стоит сказать, что цены на регуляторы тяги для твёрдотопливных котлов различаются. И на это в большинстве влияет местоположение производителя и тип действия (электронные терморегуляторы всегда дороже в несколько раз).
К примеру, украинская марка «Air Auto» по стоимости в среднем 7 000 рублей, а аналогичная польская «Tech» — 10 000 рублей.
Предлагаем рассмотреть некоторые марки популярных производителей регуляторов в таблице.
Производитель | Страна | Характеристика |
---|---|---|
Atos | Италия | Специализируется на производстве исключительно автоматических систем. Предполагает ручную загрузку топлива либо автоматическую. Электрогидравлика подразумевает установку системы от 15 кВт. |
Air Auto | Украина | Предполагает ручную загрузку топлива. Продукция обеспечивается блоком управления с несколькими рабочими режимами. Комплект включает циркуляционное оборудование, дымососы, вентиляторы. Особенность марки в возможности плавного регулирования оборотов вентилятора. Во время функционирования используется интегрально-дифференциальный алгоритм, который увеличивает продолжительность горения топлива на 20%. |
Watts RT | Америка | Большой выбор рабочих температур, от 30 до 100°С. Марка имеет типовое резьбовое соединение, а также прекрасно подходит для установки в котлы современного типа. |
Tech | Польша | Преимущественно выпускает автоматику, которая управляется микропроцессором. Марка в простом исполнении, с базовым набором нужных для работы котла функций. Модули подразумевают четыре рабочих режима, встроенную защиту от перегрева теплоносителя. |
ICMA | Италия | Характеризуется эта модель натяжением цепочки с нагрузкой до 850 гр., широким диапазоном настроек мощности (от 30 до 100°С) и возможностью как горизонтальной установки, так и вертикальной. |
EuroSter | Польша | Предлагает электронные автоматические терморегуляторы, которые подключаются к комнатным термостатам и обеспечивают автоматически процесс горения. Точно следит за температурой в помещении и отлично подходит для управления системой полов с подогревом. При желании температура нагрева может составлять 30-90°С. Максимальная нагрузка на цепь — 800 гр. |
ESBE | Швеция | Регуляторы температуры для котла отопления марка выпускает механические и электронные. Последние предназначены для котлов с автоматической подачей топлива. Терморегулятор подключается к циркуляционному оборудованию и нагнетательным вентиляторам. |
Regulus RT3 | Словакия | Регулятор тяги «regulus» подразумевает диапазон регулировки 30 – 90°C. 120°C – это самая высокая температура нагревания воды, 60°C – среды. Рабочее положение горизонтальное и вертикальное. Его усовершенствованная модель — регулятор тяги regulus rt4. Отличается она меньшими габаритами, и, в отличие от rt3, имеет нагрузку на цепочку не 800 грамм, а до 1 кг. |
Лемакс | Италия | Имеет регулирующую рукоятку из термоутверждающейся смолы – и это основная особенность производителя. В наличии есть термочувствительный элемент, поэтому за безопасность можно не бояться. Марка может похвастаться точностью настроек и надёжностью. Производимое регулирующее оборудование стандартных размеров, поэтому подходит многим котлам на твёрдом топливе. |
Honeywell FR 124 | Германия | Совместим с большинством твердотопливных котлов (BURNiT, Wirbel, Viadrus Buderus, КЧМ, ZOTA, ДОН и др.) Максимальная температура рабочей среды 115 °С. Диапазон настройки регулятора тяги 30-90 °С. Термочувствительный элемент заполнен воском. Имеет две шкалы, предполагает и горизонтальную, и вертикальную установку. |
Сделать самостоятельно или купить
Конструкция стабилизатора достаточно проста, и его несложно можно изготовить своими руками, хотя регулировка тяги покупными изделиями немного точнее. Для готовых современных труб, собранных из модульных элементов, проще подобрать устройство того же производителя, для самодельных банных и гаражных печек стабилизатор можно сделать и самому – просто нет смысла приобретать фирменное изделие.
Проверенные производители
Не все фирмы, выпускающие дымоходы, выпускают и стабилизаторы тяги. Еще сложнее обстоит дело, когда ищут стабилизатор для труб из кирпича или асбоцемента. Если вы устанавливаете покупной модульный дымоход, керамический или из сэндвича, то имеет смысл покупать комплектующие той же фирмы. К тому же в глубинке в продаже чаще всего представлены трубы одного-двух брендов, и выбора практически нет.
Часто можно услышать похвалы в адрес польского производителя – фирмы Darco; стабилизаторы выпускают также КРАФТ (Воронеж), ZKZ-INDUSTRI (Чехия), POLMAR (Польша); SWaG (Украина); в сети встречается марка Afriso, киевская марка Трио-Трейд (Версия-Люкс).
Примерная цена
Приведу информация о том, сколько стоит стабилизатор тяги:
- для дымоходов диаметром 100 мм
- диаметром 150 мм
- диаметром 200 мм
Как сделать регулятор тяги своими руками
Изготавливать компенсатор своими руками или купить готовый – решать вам. Для удобства стоит сделать чертеж с точными размерами. Можно подготовить выкройки из ватмана и по ним вырезать детали из металлического листа.
Своими руками стабилизатор изготавливают из трубы подходящего диаметра, материал – нержавеющая сталь марки AISI 304 или 321. Можно сварить трубу из листа нержавейки, понадобится аргоновая сварка. Толщина листа – 1 мм. Внутренний диаметр совпадает с диаметром дымохода. Длина – 250-300 мм. Швы необходимо тщательно зачистить. Для клапана выполняется вырез – примерно 15 % от сечения борова дымохода.
Возле выреза устанавливается поворотная ось – пруток диаметром 8-10 мм, на нее крепится пластина клапана, закрывающая отверстие. Для крепления оси приваривают гайки к трубе и пластинке, ось вставляется в них. Для регулировки на пластину приваривают противовес – болт с накрученной гайкой большой высоты. Возле верхнего и нижнего края на расстоянии 25-30 мм от края трубы необходимо развальцевать канавки для фиксации стабилизатора. Устройство крепится широкими хомутами к дымоходу.
Технологию изготовления самодельного регулятора можно увидеть на видео:
Как сделать стабилизатор тяги своими руками
Для изготовления стабилизатора тяги своими руками потребуется приготовить инструменты для работы с нержавеющим металлом и материал для изготовления самого регулятора.
Для работы вам понадобятся:
- Сварочный аппарат для работы с нержавеющей сталью. Это может быть газосварка или инверторный аппарат, работающий на постоянном токе.
- Электроды по нержавейке диаметр 4 или аргон для газосварки.
- Болгарка, отрезной и шлифовальный круг.
Материалы для изготовления стабилизатора тяги:
- Металлический лист из стали марки AISI 304 (аналог 08Х18Н10) или AISI 321 (аналог 08Х18Н10Т). Толщина металла 10 мм.
- Болты, гайки, металлический прут диаметром 10 мм – все из нержавеющей, жаропрочной стали.
Схема монтажа следующая:
- Из листа металла требуется сварить патрубок – корпус регулятора. Диаметр рассчитывайте исходя из диаметра вашего дымохода. Стабилизатор вам потребуется надеть на тройник или патрубок, отходящий от основной трубы. Поэтому внутренний диаметр стабилизатора должен совпадать с внешним диаметром тройника. Обычно это 115 мм, но может быть и больше.
- Вырезать металл для корпуса следует с расчетом сварки внахлест с шириной шва в 1 см.
- Вырезанный лист скручивают и сваривают. Шов зачищают до гладкости с внешней и внутренней стороны.
- На расстоянии 40 мм от края на конце корпуса прокатать ограничительный барьер. Он послужит стопором при монтаже устройства на трубу.
- На другом конце корпуса в нижней части приварить ограничители, для предотвращения опрокидывания заслонки внутрь. В верхней части или в середине (в зависимости от формы заслонки) приваривают крепления для поворотной оси.
- Из металла вырезают заслонку. Ее размер равен внутреннему диаметру выходного отверстия вашего корпуса или соответствует контурам выходного отверстия, если вы решили его уменьшить.
- В нижней части заслонки сверлят отверстие под регулирующий болт.
- В середине (для симметричной заслонки) или в верхней части (для расширяющейся формы) приваривают поворотную ось.
- Устанавливают заслонку на корпус.
- Устанавливают стабилизатор тяги на трубу.
Рекомендуем ознакомиться: Как установить шибер для печного дымохода?
При установке стабилизатора на трубу следует промазать места соприкосновения патрубков жаростойким герметиком. Это сделает соединение более прочным и герметичным.
Дымовой вентилятор своими руками. Что приводит к неправильной работе дымохода?
Причин, которые могут привести к нарушению тяги в дымоходе, существует огромное количество, но хуже всего, если виной всему – ошибка, допущенная на стадии проектирования (например, неправильно рассчитана высота трубы либо неверно подобрано ее сечение — прочтите: «Какой высоты должен быть дымоход»). В большинстве таких случаев увеличение тяги дымохода может быть достигнуто только при перестройке дымохода. Фактически малейшее отклонение от нормативных предписаний, касающихся проектирования и монтажа, может привести к неправильной работе дымохода. Худшим проявлением нарушения работы дымохода является обратная тяга, при которой дым, образующийся в результате сжигания топлива, не выводится через трубу на улицу, а поступает в помещение.
Одна из наиболее простых и легко устраняемых причин плохой тяги – засорение дымохода сажей и различным мусором. Как увеличить тягу дымохода в данном случае? Просто почистить дымоходную трубу, воспользовавшись услугами профессионального трубочиста либо сделав все самостоятельно (подробнее: «Как чистить дымоход — полезные советы»).
При плохой работе дымохода в первую очередь необходимо убедиться в:
- отсутствии ошибок, допущенных при произведении расчета габаритных размеров трубы (неправильно подобран диаметр, не соблюдены рекомендации относительно высоты и расположения трубы, ошибочно выбранное сечение);
- отсутствии отклонений от существующих требований к устройству дымоходов (не должны присутствовать уступы и сужения сечения, наружная поверхность не должна быть абсолютно гладкой, труба не должна быть отведена более, чем на метр, а угол отвода должен быть равен 30 градусам, дымоход должен быть защищен от атмосферных осадков специальным наконечником);
- правильности монтажа элементов дымохода (конструкция должна быть герметичной);
- отсутствии засоренных участков трубы;
- правильности выбора материала для сооружения дымохода;
- отсутствии в трубе чрезмерно холодного воздуха;
- отсутствии порывистого ветра и атмосферных осадков;
- более высокой температуре в доме по отношению к уличной.
После получения информации по каждому из вышеперечисленных пунктов можно достаточно просто выявить причину неправильного функционирования дымоходной трубы, и понять, как увеличить тягу в дымоходе.
Еще одним проявлением плохой работы дымохода является опрокидывание тяги, однако данное явление, в отличие от обратной тяги, имеет кратковременный характер. Иными словами, во время топки дым внезапно вваливается в помещение, после чего тяга вновь восстанавливается.
Опрокидывание тяги может быть вызвано:
- обычным засорением дымоходной трубы;
- разгерметизацией конструкции;
- попаданием атмосферных осадков в трубу;
- пониженным атмосферным давлением на улице.
Принцип действия
Изменяет автоматически температуру котёл благодаря, прежде всего, термостату, помещённому в цилиндрический корпус. С помощью ручки и цепи корпус, в свою очередь, механически прикреплён к дверце зольника. Сам термостатический элемент выглядит как колба, наполненная жидкостью, которая существенно расширяется при нагревании. Термостат находится снизу цилиндрического корпуса, непосредственно в той части, что присоединяется к водяному контуру котла, поэтому элемент контактирует с теплоносителем.
Технологически работа регулятора выглядит следующим образом:
- при увеличении температуры датчик (термостат) реагирует на неё и ослабляет пружину, расположенную внутри цилиндрического корпуса, которая, в свою очередь, соединена с рычагом и цепью;
- рычаг опускается и соответственно закрывается заслонка, а тяга уменьшается;
- в связи с тем, что воздуха становится меньше, горение замедляется;
- процесс повторяется.
На цилиндрическом корпусе устанавливается рукоятка регулировки температуры. Если выставить определённое ограничение, то рычаг не будет опускаться ниже этой нормы, поэтому и температура не будет уменьшаться.
Типы дымоходов
Дымоход — непременная часть любой печи: русской, голландки, контрамарки, буржуйки или газового котла. Дымоход выводит из помещения смесь газов, полученных в результате горения, и обеспечивает полное сгорание топлива.
Правильная конструкция дымохода, подходящая для конкретного отопительного устройства, помогает ему выполнять определённые функции. Рассмотрим типы дымоходов для разных теплогенераторов:
-
дымоход для газового котла. Такой котёл использует энергию горения газа — он греет воду для системы парового отопления и (или) горячего водоснабжения дома. Функции прямого обогрева помещения у него нет, поэтому дымоход для него делается прямоточный;
-
дымоход для печи. Это сооружение гораздо более сложное. В печи могут гореть уголь или дрова, а может — и газ. За счёт своей конструкции печь греет помещение, раскалённый воздух выходит из топки и проходит через многочисленные ходы в теле печи, поэтому сам дымоход должен обладать повышенной тягой. При этом надо предусмотреть места для очистки дымового канала от сажи, а также заслонки, регулирующие тягу;
-
дымоход для камина. Камин, как правило, топится дровами. Его дымоход одновременно и более простой, и более сложный. Единственный его изгиб находится на границе с телом камина — это так называемый зубец, полка для оседания сажи. Дальше дымоход абсолютно прямой. Его сечение впрямую зависит от размера портала камина и рассчитывается по таблице, а оголовок должен находиться выше конька кровли. Только тогда камин будет хорошо «тянуть» и греть помещение.
Когда тяги недостаточно
Методы определения тяги
Если у вас нет анемометра, воспользуйтесь одним из самых популярных методов определения тяги в дымоходе:
-
Дым. Самый очевидный признак отсутствия тяги – наличие внутри небольшого количества дыма, большое количество дыма говорит о высоком риске возгорания и риске пищевого отравления.
-
Цвет пламени. По цвету пламени вы можете определить уровень тяги. Если пламя внутри печи белое и при горении разрывается, тяга очень сильная. Красно-оранжевый цвет указывает на отсутствие тяги. Если дымоход сделан правильно, пламя должно иметь однородный золотистый цвет, который имеет тенденцию к желтому.
-
Спичкой. К обогревателю необходимо поднести зажженную спичку. Если пламя отклоняется в сторону печи, есть ток воздуха. Если он остается на одном уровне, вы можете быть уверены, что есть повышение, но среднего значения. Когда пламя отклоняется в сторону, противоположную печи, в дымоходе возникает обратная тяга.
-
С зеркалом. Еще один способ проверить тягу дымохода – прикрепить к печи небольшое зеркало. Конденсат на зеркальной поверхности говорит о том, что дым трудно удалить.
Внимание!
Перепад давления снаружи и внутри – основа для создания тяги внутри дымохода. Температура в отапливаемом помещении выше, чем на улице, и, следовательно, давление, которое оно создает внутри помещения, выше. Теплый воздух, поддерживаемый снизу более холодным воздухом, выбрасывается в область с более низким давлением, то есть в атмосферу. При измерении летом разница температур наименее заметна, поэтому тяга будет хуже и результаты измерений могут быть низкими по сравнению с зимним периодом.
Причины неисправностей
Убедившись, что внутри дымохода недостаточно тяги, необходимо определить и устранить возможную причину. Профессионалы говорят, что наиболее частыми причинами выхода из строя дымохода являются.
Ошибка в конструкции
Чтобы определиться с выбором дымохода, нужно ориентироваться на объем топки. Если размер меньше расчетного параметра, то слабый дымоход не позволит дыму выходить из помещения.
Неправильное расположение трубы дымохода
Мастер очага рекомендует укладывать дымоход вертикально, так как узкие углы задерживают дым внутри дымохода, уменьшая тягу.
Горизонтальные участки большой длины
Если при укладке дымохода избежать горизонтальных участков не представляется возможным, проследите, чтобы их длина не превышала 100 см, иначе для этого понадобится усилитель.
Попадание в зону опоры ветра
Если рядом с домом стоит высокая постройка, она перекрывает дымоход от ветра, мешая нормальному функционированию дымоходной системы.
Метеорологические условия
Часто наблюдается уменьшение тяги из-за снижения атмосферного давления, попадания влаги в дымоход из-за дождя, тумана или снега. Но это не критично, потому что все это временные явления.
Регуляторы тяги для котлов существующие типы и их отличие
Существует множество способов поддержания заданной температуры в топке. По принципу действия, конструкции регуляторов делятся на два типа:
Механический регулятор тяги
Принцип действия основан на способности некоторых материалов расширяться и сжиматься при изменении внешней температуры.
Датчик и механизм привода объединены в одном корпусе. Регулятор горения котла устанавливается в верхней части топки (1), где температура достигает максимального значения. Датчик представляет собой герметичную емкость со штоком.
Внутри жидкость, которая меняет объем под воздействием температуры (2). На шток давит пружинный механизм, соединенный с рычагом управления заслонкой (3). В холодном состоянии шток максимально утоплен, под давлением пружины.
Рычаг (3) находится в верхней точке. С помощью цепи (4) рычаг соединяется с воздушным клапаном (зольной дверцей). Клапан (5) находится в открытом состоянии, насыщенный кислородом воздух (6) поступает в топку. Топливо горит с максимальной интенсивностью.
При повышении температуры, жидкость в датчике расширяется, и преодолевает давление пружины. Рычаг (3) начинает опускаться, и цепь (4) закрывает воздушный клапан (5). Тяга уменьшается, интенсивность горения снижается. Цикл повторяется постоянно, вслед за колебаниями температуры.
Популярное: Выбор плиткореза, ручной или электрический. За что стоит переплачивать?
С помощью винтового регулятора (7) можно корректировать силу сжатия пружины, устанавливая порог срабатывания датчика.
Следующий вариант механического регулятора использует биметаллическую пружину.
Под воздействием температуры, пружина (1) меняет положение штока (2). Он в свою очередь двигает управляющий рычаг (3). Как и в первом варианте, заслонкой управляет цепь (4). Эта конструкция также может настраиваться: с помощью винтовой рукоятки (5) меняется усилие на пружине.
В обоих случаях грубая калибровка производится перестановкой звеньев цепи в точке крепления (ее можно удлинить или укоротить).
Преимущества механических регуляторов в их автономности. Достаточно один раз отрегулировать температуру: синхронизировать угол открывания клапана, и можно не беспокоиться за тягу в котле. К достоинствам можно отнести и невысокую стоимость.
Есть и недостатки:
- Датчик работает на основании температуры в топке, нет связи с реальной температурой в помещении. То есть, регулятор работает условно. При изменении погодных условий (когда температуру теплоносителя можно снизить), приходится заново калибровать регулятор тяги.
- Главная проблема – невысокая точность и инертность. Это конструктивная особенность, улучшить показатели невозможно.
Вне зависимости от конструкции, большинство механических регуляторов выглядят так:
Электронный регулятор тяги
Для любителей полной автоматизации и высокой точности управления – предлагаются электронные блоки управления. Автоматический регулятор тяги отслеживает не только температуру в топке, но и контролирует теплоноситель. Можно настроить модуль на температуру воздуха в помещении.
Базовая конфигурация включает в себя блок управления, оснащенный датчиками температуры, и вентилятором. То есть, кроме регулирования естественной тяги (с помощью заслонки), можно гнать кислород принудительно. Это повышает эффективность горения, особенно при неблагоприятной погоде.
В зависимости от комплектации (соответственно и стоимости), электронный регулятор оснащается различным количеством датчиков. Меняются и функции: можно запрограммировать экономный режим, или напротив: быстрый прогрев помещения. Например, если вы приехали зимой на промерзшую дачу.
Вам остается лишь подбрасывать топливо (некоторые датчики подают сигнал, когда дрова или уголь заканчиваются). Есть даже системы автоматической подачи твердого топлива, но это тема другой статьи.
Популярное: Строительный фен: покупать, или сделать своими руками?
Преимущества очевидны: высокая точность, возможность контроля за температурой в помещении, множество дополнительных функций. Есть возможность усилить тягу с помощью вентилятора. Можно подключить к модулю управления циркуляционный насос теплоносителя.
Недостатки:
- Разумеется, стоимость. За удобства придется доплатить.
- Еще одна серьезная проблема – энергозависимость. Если пропала электроэнергия – вся эта интеллектуальная система перестает работать. Можно подключить источник бесперебойного питания, но это еще больше увеличит стоимость комплекта.