Кто подает
Декларация подается абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (далее — НДС), а также иными абонентами, имеющими самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м3 в сутки суммарно по всем выпускам (п. 124 Правил ХВиВ).
Таким образом, нормируемые абоненты — абоненты, для которых устанавливаются НДС, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты), — автоматически принимают на себя обязанность по представлению декларации.
Освобождены от подачи декларации абоненты:
• имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 м3 в сутки суммарно по всем выпускам;
• являющиеся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Что изменится с 01.01.2019?
01.01.2019 со вступлением в силу Федерального закона № 225-ФЗ институт нормативов водоотведения будет установлен законодательно в незначительно измененном виде.
Так, с указанной даты Федеральный закон № 416-ФЗ будет дополнен положениями, регулирующими порядок установления и необходимость соблюдения нормативов состава сточных вод.
Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Тезисно изложим грядущие изменения:
1. Нормативы состава сточных вод будут разрабатываться в соответствии с порядком, предусмотренным правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
2. Нормативы состава сточных вод также будут устанавливаться органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
3. Нормативы состава сточных вод будут обязательны к соблюдению всеми абонентами ЦСВ, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации)), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
4. Нормативы состава сточных вод будут устанавливаться:
• на основании НДС;
• с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
При этом показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, будут рассчитываться в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Здесь и далее выделено автором.
Указанная норма утрачивает актуальность, учитывая, что с 01.01.2019, с момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 225-ФЗ), институт нормативов допустимых сбросов (далее — НДС), устанавливаемых для объектов абонентов ЦСВ отдельной категории, упраздняется.
17.07.2018 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (), которым в числе прочего предлагается признать утратившим силу п. 3 Постановления № 644.
Как заполнять пункт 6 декларации
Согласно п. 129 Правил ХВиВ загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, по которым должен осуществляться контроль, определяются на основании перечня, приведенного в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, а также НДС абонента (последнее касается нормируемых абонентов). Значения фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Значения фактических концентраций и показателей в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:
• учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ в соответствии с Правилами контроля (конечно же, «новые» абоненты для своей первой подачи декларации анализируют данные, полученные за 6 месяцев);
• исключаются значения запрещенного сброса;
• не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.
ПРИМЕР
Абонент проанализировал результаты анализа состава и свойств сточных вод за 2 предшествующих года — концентрация взвешенных веществ варьировалась от 81,5 до 300 мг/дм3. Таким образом, в декларации абонент должен указать концентрацию в интервале от 81,5 до 300 мг/дм3. Указание значения ниже выявленного интервала сразу же повлечет за собой отказ в принятии декларации организацией ВКХ.
Согласно приложению № 5 к Правилам ХВиВ максимальное допустимое значение концентрации взвешенных веществ составляет 300 мг/дм3. Учитывая, что за 2 предшествующих года у абонента в результатах присутствовало максимальное допустимое значение по данному параметру, при последующих контрольных пробах это максимальное значение может повториться. Поэтому в декларации абоненту следует указать фактическую концентрацию взвешенных частиц равную 300 мг/дм3.
В соответствии с п. 123(2) Правил ХВиВ в случае, если в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значение ФКi по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации, вместо указанного значения используются результаты анализа контрольных проб сточных вод.
При выявлении 2 раза и более в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации, коэффициент воздействия (КВ) согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, по такому показателю увеличивается в 2 раза (в период с начала календарного месяца, в котором зафиксировано 2-е или последующее превышение, до следующего отбора проб организацией ВКХ, но не более чем за 3 календарных месяца). В течение этого срока абонент обязан внести изменения в декларацию с указанием нового значения ФКi по превышенному показателю с учетом анализов контрольных проб сточных вод, отобранных организацией ВКХ, выявивших превышение значения ФКi в 2 раза и более значения ФКi, заявленного абонентом в декларации.
Деление по содержанию и характеристике частиц
Выделяют несколько способов дифференцировки загрязняющих примесей в сточной воде. В одном случае их различают по содержанию основных компонентов (минеральные, органические или биологические), в другом – по характеру частиц. Во втором варианте получаются смеси, способные полностью раствориться в воде или образовать дисперсные растворы.
песок;
глина; шлак; соляные, щелочные смеси. |
Растительные | Животные | плесневые, дрожжевые грибы;
микроорганизмы; водоросли; бактерии. |
отходы плодов, растений и овощей;
бумага; растительные масла. |
физиологические выделения;
фрагменты тканей; клейкие вещества. |
Биологические загрязнители зачастую выносят в отдельную группу, потому что они могут являться источником развития тяжелых заболеваний, распространяющихся инфекций. Попадают в стоки из жилых домов, предприятий (мясокомбинаты, скотобойни).
Растворимые
Если размер частиц в сточной воде не превышает 1,0 нм, то в воде такие загрязнители образуют однородную растворимую структуру.
Пены, суспензии и эмульсии
Если частицы попадают в диапазон от 0,1 мм до 0,1мкм, то образуются нерастворимые соединения по типу пены, суспензии или эмульсии.
Коллоидные
Коллоидными считаются промежуточные по степени растворимости растворы, где присутствуют частицы от 0,1 мкм до 1,0 нм.
Нерастворимые
Когда размер частиц в загрязнителях превышает 0,1 мм, то полного растворения в жидкостной среде не наступает. Такие смеси относятся к нерастворимым вариантам.
Охранная зона водопровода и канализации
Городские водопроводные и канализационные сооружения являются объектами особо важного значения в жизнеобеспечении города. Для сетевых сооружений водопровода и канализации на уличных проездах и др. открытых территориях, а также находящихся на территориях абонентов устанавливается следующая охранная зона:
открытых территориях, а также находящихся на территориях абонентов устанавливается следующая охранная зона:
Для сетевых сооружений водопровода и канализации на уличных проездах и др. открытых территориях, а также находящихся на территориях абонентов устанавливается следующая охранная зона:
- для сетей диаметром менее 600 мм — 10-метровая зона, по 5 м в обе стороны от наружной стенки трубопроводов или от выступающих частей здания, сооружения;
- для магистралей диаметром свыше 1000 мм — 20-50-метровая зона в обе стороны от стенки трубопроводов или от выступающих частей здания, сооружения в зависимости от грунтов и назначения трубопровода. Водопровод должен проходить вне территории объекта на расстоянии не менее 5 м от забора.
Состав производственных сточных вод
Рассматривают несколько вариантов классификаций. Признаком дифференцировки становятся источники, концентрация примесей, кислотность и токсическое воздействие.
Классифицирующий критерий | Виды |
Источник появления |
1. Производственные, формирующиеся в результате технологических процессов, при добыче ресурсов. Отводят в канализацию промышленную или общесплавную.
2. Бытовые, возникающие в жилых домах и бытовых помещениях на территории заводов. Например, слив из душевых кабин, туалетов относится к бытовым даже при расположении на предприятии. Сток осуществляют в канализационную систему хозяйственно-бытовую или общесплавную. 3. Поверхностные воды, образующиеся после дождя, весеннего таяния льда. Отведение происходит в ливневую канализацию. |
Химические компоненты загрязнителей |
· преобладание минеральных примесей;
· преимущественно органические компоненты; · равное содержание примесей минерального и органического характера. |
Концентрации загрязняющих примесей |
· 1—500 мг/л;
· 500—5000 мг/л; · 5000—30000 мг/л; · свыше 30000 мг/л. |
Уровень кислотности |
· нейтральные, при pH 6,5—8;
· минимально агрессивные: pH 8—9 – слабощелочные, pH 6—6,5 – слабокислые; · выраженно агрессивные: pH>9 – сильнощелочные, pH<6 – сильнокислые. |
Характер токсического воздействия на водные ресурсы |
1. Вещества, содержащиеся в стоках, изменяют скорость самоочищения водоема.
2. Обнаруженные примеси ухудшают органолептические показатели воды (вкус, запах); 3. Загрязнители, обладающие токсическими для человека и животных действиями. |
Если посмотреть на загрязнители с предприятий в общем смысле, то они подразделяются на 2 группы:
- Консервативные, которые слабо подвергаются химическим реакциям и естественному разложению. К ним принадлежат соли тяжелых видов металлом, пестициды, фенолы.
- Неконсервативные – доступные самоочищению в водоемах.
В состав производственных стоков входят:
- неорганические компоненты – фрагменты грунта, руда, пустая порода, шлак;
- органические элементы – нефтепродукты, органические формы кислот;
- биологические включения – бактерии, дрожжи, микроорганизмы.
На примере таблицы, описывающей физико-химические показатели, видно различие стоков с различных по направлению деятельности промышленных предприятий:
Показатель | Металлургический комбинат | Фабрика первичной переработки шерсти | Гидролизный завод | Спиртокрахмальный завод |
Красильноотделочная фабрика |
Плотный остаток (мг/л) | 600 | 33500 | 8600 | 1400 | 1200 |
Взвешенные вещества (мг/л) | 500 | 28000 | 950 | 470 | 170 |
Азот аммонийный (мг/л) | 210 | 150 | 45 | 12 | |
Фосфаты (мг/л) | 40 | 15 | 1 | ||
Нефтепродукты (мг/л) | 40 | ||||
Жиры (мг/л) | 7800 | ||||
ПАВ (мг/л) | 100 | ||||
Фурфурол (мг/л) | 50 | ||||
Интенсивность окраски по разбавлению (мг/л) | 1:150 | ||||
БПК5 | 6300 | 2400 | 360 | 200 | |
БПКполн | 17800 | 3300 | 580 | 250 | |
ХПК | 50 | 44000 | 4900 | 830 | 600 |
pH | 8 | 9,5 | 5,5 | 7,2 | 9 |
Последствия непредставления декларации
В случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 123(2) Правил ХВиВ). Иных санкций за непредставление декларации законодательством не предусмотрено.
Пункт 33 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (в ред. от 29.06.2017).
Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила контроля) утверждены Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015).
Здесь и далее выделено автором.
См. Приложение № 5 к Правилам ХВиВ.
См. Приложение № 4 к Правилам ХВиВ.
Подробнее см.: Эндеко А.И. Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право? // Справочник эколога. 2018. № 8. С. 69–73.
Цель нововведений
Целью внесения изменений в Правила водоснабжения и водоотведения — 2020 является улучшение экологической обстановки.
Так, по Федеральному законодательству, пользователи, превысившие в течение года более двух раз норму сброса по одному и тому же загрязняющему веществу, либо однократно в 3 раза превысившие этот норматив, должны разработать программу, реализация которой позволит снизить вредные сбросы. Затраты на ее выполнение будут вычтены из их оплаты за сверхнормативные сбросы.
Рекомендуем
Эксперты-практики дадут рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков, подготовке к получению комплексного экологического разрешения в 2020 году, правилам установления временно разрешенных сбросов, расчету платежей за негативное воздействие на ЦСВ, реализации мероприятий по снижению сбросов с целью уменьшения абонентской платы, другим актуальным вопросам в сфере водоснабжения и водоотведения в 2020 году.
Сроки подачи
Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию ВКХ (п. 127 Правил ХВиВ).
Следовательно, декларацию на 2019 г. необходимо подать до 01.11.2018. Срок действия декларации: минимум — один год, максимум — законодательно не установлено. При этом в течение срока действия декларации абонент обязан соблюдать указанные в ней параметры.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (т.е. до 01.01.2017) декларация на очередной год подавалась до 1 июля предшествующего года; после 01.01.2017 декларацию на 2017 г. абоненты были обязаны подать до 01.03.2017, а начиная с подачи декларации на 2018 г. — до 1 ноября предшествующего года. При обнаружении в договоре водоотведения сроков подачи декларации, не установленных законом, рекомендуем перезаключить договор или внести в него изменения — договор не должен противоречить действующему законодательству.
Как правило, в договоре водоотведения определяются сроки первой подачи декларации новыми абонентами, а именно «не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора». Далее абонент подает декларацию на очередной год до 1 ноября предшествующего года.
Порядок декларирования состава и свойств сточных вод, а также порядок контроля за соблюдением абонентами НДС, лимитов и показателей декларации, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, являются существенными условиями договора водоотведения.
Приложение 1обязательное
Общие требования к составу и
свойствам воды водных объектов
в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и
рекреационного водопользования
№ |
Показатели |
Категории |
||||
Для питьевого и |
Для рекреационного |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
Взвешенные |
При |
||||
0,25 мг/дм3 |
0,75 мг/дм3 |
|||||
Для Взвеси |
||||||
2 |
Плавающие |
На |
||||
3 |
Окраска |
Не должна обнаруживаться в столбике |
||||
20 см |
10 см |
|||||
4 |
Запахи |
Вода не должна приобретать запахи интенсивностью более 2 |
||||
непосредственно |
непосредственно |
|||||
5 |
Температура |
Летняя |
||||
6 |
Водородный |
Не должен выходить за пределы 6,5-8,5 |
||||
7 |
Минерализация |
Не более 1000 мг/дм3, в т. ч.: хлоридов — 350; сульфатов — 500 мг/дм3 |
||||
8 |
Растворенный |
Не должен быть менее 4 мг/дм3 в любой период |
||||
9 |
Биохимическое |
Не должно превышать при температуре 20 °С |
||||
2 мг 02/дм3 |
4 мг 02/дм3 |
|||||
10 |
Химическое |
Не должно превышать: |
||||
15 мг 02/дм3 |
30 мг 02/дм3 |
|||||
11 |
Химические |
Не |
||||
12 |
Возбудители |
Вода |
||||
13 |
Жизнеспособные |
Не должны содержаться в 25 л воды |
||||
14 |
Термотолерантные |
Не более 100КОЕ/100мл** |
Не более 100 КОЕ/100мл |
|||
15 |
Общие |
Не более |
||||
1000 КОЕ/100 мл** |
500 КОЕ/100 мл |
|||||
16 |
Колифаги |
Не более |
||||
10БОЕ/100мл** |
10БОЕ/100мл |
|||||
17 |
Суммарная |
|||||
Примечания.
* Содержание в воде взвешенных веществ неприродного
происхождения (хлопья гидроксидов металлов, образующихся при обработке сточных
вод, частички асбеста, стекловолокна, базальта, капрона, лавсана и т. д.) не
допускается.
** Для централизованного водоснабжения; при
нецентрализованном питьевом водоснабжении вода подлежит обеззараживанию.
*** В случае превышения указанных уровней радиоактивного
загрязнения контролируемой воды проводится дополнительный контроль
радионуклидного загрязнения в соответствии с действующими нормами радиационной
безопасности;
Ai —
удельная активность 1-го радионуклида в воде;
YBi —
соответствующий уровень вмешательства для 1-го радионуклида (приложение П-2 НРБ-99).
Определение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах предприятия
Допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах предприятий определяют исходя из таких условий:
1. ДК загрязняющего вещества в канализационной сети (на выпуске предприятия), принимают по данным приложения 1 к Правилам приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины .
2. ДК загрязняющего вещества в сооружениях биологической очистки (на входе в эти сооружения), определяют по формуле:
, г/м3
где — ДК загрязняющего вещества в аэротенке, г/м3 (принимаем по данным приложения 2 к Правилам приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины или по проекту городских очистных сооружений);
— среднесуточный расход сточных вод на входе на очистные сооружения, м3/сут (равный 500000 м3/сут) ;
— среднесуточный расход сточных вод предприятий, которые могут содержать это загрязнение, м3/сут (равный 200000 м3/сут, для хром6+, хром3+ и кадмия равен 100000 м3/сут, для сульфидов 50000 м3/сут).
— концентрация загрязняющего вещества в хозяйственно-бытовых сточных водах, г/м3.
3. Величины лимитов на сброс загрязняющих веществ в водоем, которые установлены Водоканалам органами Минэкоресурсов Украины в разрешениях на специальное водопользование. ДК конкретного загрязнения по величине общего лимита на его сброс в водоем рассчитывают по формуле:
,г/м3,
где , т/год — часть лимита, которая приходится на хозяйственно-бытовой сток населенного пункта;
365 — количество суток в году;
Qхб — среднесуточный расход хозяйственно-бытовых сточных вод данного города, м3/сут (равный 300000 м3/сут);
— среднесуточный расход сточных вод предприятий, которые могут содержать это загрязнение, м3/сут (равный 200000 м3/сут) ;
Кр — коэффициент эффективности удаления данного загрязнения на городских очистных сооружениях, (принимаем по данным приложения 2 к Правилам приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины или по проекту городских очистных сооружений);
, т/год
где Qобщ — годовое количество сточных вод;
ПДКвод — ПДК загрязняющего вещества в водоеме хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, г/м3 (принимаем по табл.1 СанПиНа № 4630-88) .
Из этих трех величин наименьшая устанавливается в качестве ДК.
Результаты расчета ДК приведены в табл 4.4
Таблица 4.4 ДК загрязняющих веществ в сточных водах предприятия
Наименование загрязн вещества |
Сст |
ДК1 |
Сi |
ДК2 |
ПДК |
ЛПВ |
КО |
Кр |
ДК3 |
ДКр |
рН |
6,5-9,0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6,5-9,0 |
|
Взвешенные вещества |
500 |
— |
— |
30,75 |
— |
— |
0,95 |
360 |
360 |
|
БПК5 |
350 |
— |
— |
6 |
— |
— |
0,95 |
435 |
435 |
|
Нефтепродукты |
20 |
10 |
24,25 |
0,3 |
орг |
4 |
0,85 |
4,16 |
4,46 |
|
Жиры |
50 |
50 |
5 |
— |
— |
— |
— |
— |
5 |
|
Сульфаты |
400 |
500 |
800 |
500 |
орг |
4 |
— |
775 |
400 |
|
Хлориды |
350 |
350 |
500 |
350 |
орг |
4 |
— |
482,5 |
350 |
|
СПАВ |
— |
20 |
42,5 |
0,5 |
орг |
4 |
080 |
0,5 |
0,5 |
|
Железо |
— |
2,5 |
3,25 |
0,3 |
орг |
3 |
0,50 |
0,3 |
0,3 |
|
Медь |
— |
0,5 |
1,25 |
0,1 |
орг |
3 |
0,40 |
0,408 |
0,408 |
|
Цинк |
— |
1,0 |
2,5 |
1,0 |
общ |
3 |
0,30 |
3,5 |
2,5 |
|
Никель |
— |
0,5 |
1,25 |
0,1 |
с-т |
3 |
0,50 |
0,49 |
0,49 |
|
Кадмий |
— |
0,01 |
0,05 |
0,001 |
с-т |
2 |
0,80 |
0,019 |
0,019 |
|
Хром6+ |
— |
2,5 |
7,5 |
0,5 |
с-т |
3 |
0,50 |
3,92 |
3,92 |
|
Хром3+ |
— |
0,1 |
0,5 |
0,05 |
с-т |
3 |
0,50 |
0,39 |
0,39 |
|
Азот аммонийный |
— |
30 |
45 |
1,0 |
с-т |
3 |
0,60 |
1,0 |
1,0 |
|
Нитриты |
— |
3,3 |
8,25 |
3,3 |
с-т |
2 |
— |
8,09 |
8,09 |
|
Нитраты |
— |
45 |
45 |
45 |
с-т |
3 |
— |
110,25 |
45 |
|
Фосфаты |
— |
10 |
10 |
3,5 |
общ |
4 |
20 |
3,5 |
3,5 |
|
Сульфиды |
1,5 |
1,0 |
2,5 |
общ |
3 |
— |
1,5 |
|||
Фториды |
— |
— |
— |
1,5 |
— |
— |
— |
— |
1,5 |
Проведем оценку качества сточных вод согласно рассчитанной допустимой концентрации. Результаты оценки в табл. 4.5
Таблица 4.5 Оценка качества сточных вод по расчетной ДК
№ п/п |
Наименование показателя |
Концентрация, мг/л |
Оценка |
|||
Допустимая |
Фактическая |
|||||
КК-7А |
КК-19 |
К-19 |
||||
1 |
рН |
6,5-9,0 |
6,8-7,87 |
6,5-7,21 |
7,1-8,9 |
+ |
2 |
Взвешенные вещества |
360 |
350,0 |
322,3 |
154,0 |
+ |
3 |
БПК5 |
435 |
112,0 |
85,4 |
359,2 |
+ |
4 |
Нефть и нефтепродукты |
4,46 |
4,3 |
1,98 |
4,0 |
+ |
5 |
Жиры |
5,0 |
50,0 |
2,5 |
1,0 |
— |
6 |
Сульфаты |
400 |
206,0 |
288,0 |
365,0 |
+ |
7 |
Хлориды |
350 |
231,0 |
208,0 |
322,0 |
+ |
8 |
СПАВ |
0,5 |
0,194 |
0,11 |
0,18 |
+ |
9 |
Железо |
0,3 |
0,01 |
0,25 |
0,07 |
+ |
10 |
Медь |
0,408 |
0,02 |
0,005 |
0,005 |
+ |
11 |
Цинк |
2,5 |
0,05 |
0,002 |
0,004 |
+ |
12 |
Никель |
0,49 |
0,2 |
0,08 |
0,09 |
+ |
13 |
Кадмий |
0,019 |
0,01 |
0,009 |
0,009 |
+ |
14 |
Хром 3+ |
3,92 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
+ |
15 |
Хром6+ |
0,39 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
+ |
16 |
Азот аммонийный |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
0,02 |
+ |
17 |
Нитриты |
8,09 |
0,04 |
1,7 |
2,64 |
+ |
18 |
Нитраты |
45 |
0,95 |
4,24 |
12,65 |
+ |
19 |
Фосфаты |
3,5 |
3,1 |
2,55 |
1,8 |
+ |
20 |
Сульфиды |
1,5 |
1,5 |
1,2 |
1,5 |
+ |
21 |
Фториды |
1,5 |
0,16 |
0,9 |
1,1 |
+ |
Согласно расчету допустимых концентраций сточные воды предприятия не соответствуют по таким показателям: жиры.
Методики определения в сточных водах
Существует достаточно широкий перечень методов определения фосфатов в сточных водах. Условно их можно поделить на две группы – простые и сложные. Первые, к сожалению, неточны. Вторые – сложны в применении. В связи с этим, выбор конкретной методики обусловлен целесообразностью:
- Необходимая точность измерений.
- Требования к квалификации оператора.
- Желательная скорость получения результатов измерения.
Исходя из этого, методики определения можно разделить на точные и грубые.
Грубые
К грубым методикам измерения относится органолептический колориметрический анализ проб воды. Данный способ измерения и требования к условиям его проведения регламентируются по ГОСТ 18309-2014 «Вода. Методы определения фосфорсодержащих веществ».
Особенность данного метода состоит в гидролизе полифосфатов с целью их превращения в ортофосфаты, с дальнейшим образованием окрашенных в синий цвет комплексных соединений с молибденом. Затем полученный раствор фотометрически исследуют при длине волны от 690 до 720 нм. Отметим, что определению фосфатов таким способом мешают железо, нитриты и растворимые силикаты. Их влияние нивелируют разбавлением или введением дополнительных реактивов, однако, это снижает точность исследования.
Ход исследования состоит из таких стадий:
- Отбор проб воды в соответствии с ГОСТ 17.1.5.05-85 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков»
- Подготовка посуды для удаления следов окрашенного комплекса от прошлых испытаний путём ополаскивания растворами NaOH или NaHCO3
- Приготовлении ряда рабочих растворов (KH2PO3 различной концентрации, раствор молибдата аммония (NH4)2MoO4, 37%-й раствор серной кислоты, 13,6%-й раствор соляной кислоты, раствор SnCl2)
- Введение растворов молибдата аммония и двухлористого олова в пробу
- Фотометрический анализ пробы на приборе
Для проведения исследований с помощью колориметрического анализа требуется достаточно много времени, опыт работы в лаборатории. Высокие трудозатраты снижают целесообразность применения этого метода.
Точные
На сегодняшний день наиболее точные значения концентрации фосфатов и других соединений фосфора даёт спектрофотометрический метод анализа с использованием электронных приборов. В современном мире спектрофотометрия перестала требовать высокой квалификации оператора прибора, поскольку современная электроника позволяет проводить анализ практически без участия человека. Сущность метода состоит в измерении изменений прохождения света через образец при различной длине волны, сопоставления данных и получения данных о градации спектров образца. Этот метод весьма удобен, поскольку не требует реактивов. Анализ происходит быстро и точно. Это как раз то, что нужно, чтобы обеспечить контроль состава сточных вод.